parttec Опубликовано 8 Октября 2009 Поделиться Опубликовано 8 Октября 2009 Сильные духом /Журнал Автомобили, сентябрь 2009/ Беседовал Михаил Козлов, фото Александр Антонов. Каковы достижения Subaru в РФ за период кризиса? В первую очередь, мы не потеряли дух, а во-вторых - веры в Россию. Не только мы, работающие здесь, но и наше руководство в Японии верим, что кризис - явление временное, и российский рынок обязательно восстановится и станет одним из крупнейших в мире. Конечно, мы страдаем от сложившейся ситуации, но у нас достаточно оптимистический взгляд на будущее России. Это помогает нам пережить сегодняшний тяжелый период. Как менялась политика Subaru в России за время кризиса? 2008 г. был для нас рекордным. В России мы реализовали около 22 000 автомобилей. Прошлой осенью началось общее падение рынка. Инерция быстрого подъема в предыдущий период обернулась настоящей головной болью в 2009 г., что выразилось в создании у всех компаний больших стоков. Мы до сих пор боремся за сокращение количества автомобилей, которые по заказам прошлого года ввезены в Россию или находятся в Финляндии. С другой стороны, за счет больших запасов 2008 г., несмотря на спад продаж примерно вполовину, в количественном отношении мы удержались на среднем для рынка уровне, однако с финансовой точки зрения показатели крайне отрицательные. Сегодняшняя ценовая структура такова, что все автомобильные компании в России несут большие убытки - не скрою, и мы тоже. В начале 2009 г. мы прогнозировали падение местного рынка легковых автомобилей иностранных брендов на 35-40%. К сожалению, теперь очевидно, что рынок ушел еще ниже, почти до 50%. Никто не смог предвидеть, как пойдет процесс так: называемой плавной девальвации рубля. В результате мы несколько раз за полугодие и с разным успехом меняли свою ценовую политику. Сейчас опять ведем кампанию выгодных спецпредложений. Считаем, что в мае мы достигли дна, а теперь начинаем опять расти. Конечно, рост не такой резкий, как нам хотелось бы. Пытается ли Subaru поправить положение с помощью новых предложений в сфере автокредитования? Одной из причин снижения спроса на автомобили я вижу исчезновение так называемых «дешевых денег». Это относится к российской экономике в целом. К 2008 г. финансовым институтам РФ были доступны достаточно дешевые средства из-за рубежа, но с августа-сентября прошлого года начался серьезный отток иностранного капитала, и пришлось искать другой источник внутри страны. Правительство, конечно, в этом смысле помогало, но, тем не менее, деньги стали дороже. Соответственно, предложения на рынке автокредитования тоже стали дороже, и самое главное - было утеряно доверие. Даже если у банков есть средства для автокредитования, они не торопятся их использовать в этой сфере, поскольку подсчитать риски стало намного сложнее. По нашим оценкам, сегодня только 14% покупателей Subaru пользуются кредитом, тогда как в прошлом году этот показатель доходил в среднем до 40%. Сейчас мы сотрудничаем с банком ВТБ-24, но, к сожалению, пока не видим существенного увеличения продаж в кредит. Правда, с 15 июля мы запустили совместно с ВТБ-24 новую программу льготного кредитования. В полной мере о результатах говорить пока рано, но мы уже ощущаем, что нашими финансовыми продуктами заинтересовалось большее число клиентов. И самое для нас приятное: те клиенты, которые ориентированы на наиболее доступные в ценовом отношении модели Subaru, такие как Impreza с двигателем 1,5 л, стали проявлять большую активность. Сейчас мы ведем переговоры с другими банками, в том числе со Сбербанком и Societe Generale, и уверены, что вскоре подпишем соглашение, которое позволит расширить предложение наших финансовых программ. Держит ли удар кризиса дилерская сеть Subaru в РФ? В регионах, особенно в городах с одним крупным предприятием, дилер страдает сильнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. С другой стороны, слава Богу, еще не было случая, чтобы кто-то отказался от нашего дилерства или кто-то не выдержал и вынужден был уйти из автобизнеса. Мы, естественно, видим, что финансовая составляющая у дилеров резко ухудшается и темп этого процесса нарастает. Поэтому стараемся сделать более гибкими условия поставки автомобилей или же оказываем помощь в продвижении марки в том или ином городе. Что до открытия новых торгово-сервисных точек, то, конечно, многие планы строительства заморожены. Исключение составляют те, что находились в завершающей стадии строительства. Так, недавно мы открыли новый центр в Ростове-на-Дону. С другой стороны, нас очень радует тот факт, что есть обращения от фирм в регионах, которые, несмотря на кризис, намерены открывать дилерские центры. Они считают, что сегодня надо начать строить, чтобы при завершении кризиса быть готовыми к активным продажам. Мы ведем соответствующие переговоры и планируем идти по пути расширения нашей дилерской сети. Subaru - единственная на проблемном автомобильном рынке США -почти не снизила объемы продаж по итогам полугодия. Может ли этот опыт при всей разнице ситуаций в США и России быть использован в нашей стране? В Японии достаточно давно меняется структура автомобильного рынка. Покупатели там все больше предпочитают экономичные, компактные модели, а также минивэны. При этом скорость и управляемость уже не так важны. Subaru с достаточно габаритными полноприводными моделями, имеющими спортивную направленность, к сожалению, теряет позиции в Японии. Поэтому в Subaru принято решение ориентироваться на зарубежные рынки, а в качестве первоочередной была поставлена задача нарастить свою долю в США, которые являлись крупнейшим рынком в мире. Именно с учетом запросов зарубежных покупателей увеличены габариты Impreza и Forester, а также новых Legacy и Оutback. Эта политика сейчас оправдывает себя в США. Но эта политика связана и с российским рынком. Новые Legacy и Оutback полностью вписываются в представления россиян о том, каких габаритов должны быть автомобили данного класса. К тому же мы разрабатываем специальную подвеску для России. Что касается шасси, то сегодня российские клиенты особое внимание обращают на шумоизоляцию, плавность хода, но не хотят отказаться и от типичной для Subaru четкой, спортивной управляемости. На Forester мы испытали специальную подвеску для российского рынка, и эта модель выпуска 2009 г. получит уже такой, адаптированный вариант подвески. Недавно мы опробовали в России новые Legacy и Оutback и считаем, что в плане настроек подвески мы нашли золотую середину. Эта подвеска в традициях Subaru спортивна, но вместе с тем комфортна. Причем речь не идет о каком-то промежуточном варианте между настройками американскими и европейскими. Я бы сказал, что это именно российская версия подвески Subaru. Новые Legacy и Оutback мы готовимся представить в России осенью, что будет своего рода вызовом для нас. Мы хотим, чтобы с появлением этих моделей совпал момент укрепления наших позиций на российском рынке. Пока не могу прогнозировать, как будут восприняты эти модели покупателями, но как продукты - и здесь мы уверены на 100% - они очень достойны и соответствуют условиям России. Имеет ли смысл в период кризиса сконцентрироваться на наиболее продаваемых моделях? Надо учитывать, как пойдет восстановление российского рынка. Резкого восстановления, конечно, не будет, и наши возможности поэтому ограничены. В такой ситуации каждый будет думать о том, что можно эффективно продавать и сколько продавать. Нам придется еще раз пересмотреть модельный ряд и, возможно, не сокращать его, но делать упор на определенные модели, а какая-то часть будет присутствовать больше символически. Ну а универсал Ехiga, а также самые маленькие Subaru - микрокары и Justy - на российский рынок не поставлялись и поставляться не будут. Не окажутся ли фатальными для нашего рынка поставляемых по импорту автомобилей возможная вторая волна кризиса и возобновление девальвации рубля? Мое мнение таково. Да, наверняка будет просроченная задолженность внутри российской финансовой системы, но резкого ухудшения финансового состояния до конца 2009 г. не произойдет. Ряд крупных банков, таких как Сбербанк, ВТБ-24 или Газпромбанк, уже предусмотрели в своем бюджете 10-15% так называемых «плохих» долгов, и я думаю, что этот уровень едва ли будет превзойден. Поэтому я относительно спокоен за курс рубля до конца года. В том смысле, что улучшения не произойдет, а ухудшение если и будет, то очень ограниченное. Что касается весны следующего года, то многое зависит от того, какие дополнительные шаги предпримет правительство РФ. Очевидно, что меры, осуществленные властями в первом полугодии, начинают давать эффект только сейчас. Выделенные средства по целому ряду причин доходят медленно до адресатов, но все же доходят. Другой вопрос - и это самое страшное для всех автомобильных компаний -что из-за неясности ситуации с ВАЗом затягивается выправление ситуации на рынке в целом. Известно, что китайский рынок сегодня достаточно хорошо развивается. Индия уже вышла из кризиса, и автомобильный рынок показывает признаки роста. В Бразилии произошла стабилизация, и тоже начинается рост. На этом фоне крупнейших развивающихся рынков существенное снижение продаж происходит только в России. Почему? На мой взгляд, потому, что правительству РФ приходится поддерживать не рынок в целом, а одно предприятие. Если ВАЗ оправдает вложенные государством средства - это одно. Если же нет, то ситуация лишь ухудшится. Поэтому я очень надеюсь на скорейшее выздоровление ВАЗа. Каким компаниям сейчас проще: чистым импортерам или имеющим заводы в РФ? В обоих случаях есть свой риск. У Subaru как чистого импортера - политический риск, в том смысле, что мы зависим от размера ввозных пошлин. Не исключаю, что в дальнейшем для защиты местных производителей правительство РФ в этом отношении примет дополнительные меры. Такой риск у нас присутствует всегда. С другой стороны, из компаний, создавших в России предприятия, сегодня свои инвестиции оправдывают те, которые максимально эффективно использовали предоставляемый 30-месячный «льготный» период, когда разрешены поставки комплектующих по импорту без обложения пошлинами. Самый яркий пример такого рода –WV, который в первом полугодии чувствовал себя достаточно хорошо благодаря заводу в Калуге. С другой стороны, Тоуоta периодически останавливает свое предприятие в Петербурге. Считаю, что момент истины в отношении местного производства наступит, когда завершится 30-месячный «льготный» период. Пока, по моему мнению, тот, кто позже начал реализацию таких инвестиционных программ, тот и находится в большем выигрыше. Насколько применима к российским условиям практика бонусов за сданные старые автомобили? Важно, за чей счёт будет выделяться дотация. Если полностью из бюджета - это одно, а если такую программу Частично будут субсидировать производители, то тогда неизбежно вырастет цена автомобилей. В этом случае эффект будет, может быть, не нулевой, но незначительный. Потом создание в России инфраструктуры утилизации автомобилей потребует достаточно серьезных государственных капиталовложений и времени. Способна ли такая система спасти ситуацию на рынке? Не думаю. Быстро реализовать подобную программу в России сейчас маловероятно. Только существенное повышение цен на нефть на международном рынке способно по-настоящему оживить автомобильный рынок РФ? К сожалению, это факт, что сегодня - особенно курс рубля - определяет цена на нефть. Этот фактор нельзя игнорировать. Очень надеюсь, что прогнозы г-на Кудрина об оживлении российской экономики к 2012 году сбудутся, но, с другой стороны, я бы не надеялся на резкое повышение цен на нефть и не считал бы это положительным явлением. Та цена, которая существовала до кризиса - $120-140 за баррель, - естественно, была искусственная, надутая, которая не отражала реальные потребности в нефти на международном рынке. Считаю, что $70-80 за баррель - оптимальный уровень цены, который позволит экономике России, и автомобильному рынку в частности, расти не резко, но уверенно. Если будет непонятное скачкообразное увеличение цен на нефть и такое же резкое улучшение показателей российской экономики, то, конечно, в краткосрочном плане это хорошо, но, с другой стороны, у нас опять будет опасение резкого спада. Сегодня понятно, что РФ должна укреплять свои финансовые институты, провести реформы, чтобы больше доступных капиталов было именно внутри страны. Для этого нужна стабилизация экономики и постепенное снижение ставки рефинансирования ЦБ. И тогда наступит стабильность, которая приведет к не бурному, но устойчивому улучшению ситуации. Надеюсь, тот рост, который планируется с 2010 г., будет настоящим ростом, настоящей стабилизацией российской экономики. В чем заключается антикризисная стратегия Subaru в РФ? Тактика в плане ценовой политики может меняться, а стратегия остается прежней. Мы даже считаем, что в какой-то мере должны вернуться к истокам нашей стратегии, потому что, может быть, мы слишком привыкли к тому, что у нас есть полный привод, оппозитные двигатели, хорошие показатели безопасности. Для нас это стало само собой разумеющимся. Но в действительности далеко не все знают об этом, не все воспринимают бренд Subaru так, как мы хотим. Поэтому теперь мы «идем в народ». Да, широкая рекламная кампания, в том числе телевизионная, хорошее дело, но мы стремимся быть ближе к людям. Сейчас мы в разных городах устраиваем фестивали Subaru с тест-драйвами и в следующем году будем еще активнее работать в этом направлении. Общение с любителями Subaru поможет найти общий язык и, самое главное, понять, что ожидают от Subaru. Мы уже вновь убедились, что в России есть искренние поклонники марки. Они не просто любят Subaru. Для них это в какой-то мере философия, образ жизни и даже культ. Общение с такими людьми идет не как между продавцом и покупателем, а как с единомышленниками. Мне было очень приятно испытать это чувство, впервые возникшее на самом начальном этапе развития российского рынка, К этим истокам мы возвращаемся. Я очень благодарен тем людям, которые поддерживают нас, и мы будем стараться оправдать их надежды, представляя новые продукты марки. Subaru, безусловно, не уйдет из России. Наоборот, мы активизируем здесь нашу деятельность. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Присоединиться к обсуждению
Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.