Ярд Опубликовано 2 Июня 2011 Поделиться Опубликовано 2 Июня 2011 (изменено) Вознесение Господне (греч. ; лат. ascensio) христианский праздник, отмечаемый в 40-й день по Пасхе в честь вознесения плоти Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. Как изъясняет Афанасий Великий, вознесение Спасителя означает обожение (теозис) его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока. Праздник всегда приходится на четверг.Вознесение Господне — это один из парадоксальных праздников, когда непонятно, почему это праздник. Разве может быть разлука праздником? Разве могли ученики Христа радоваться расставанию с Ним?Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христа возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день Христос явился апостолам в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую, где Он повелевает им не отлучаться из Иерусалима, и произносит обетование о ниспослании Святого Духа. Затем, Он благословляет апостолов и возносится на небо.«Остались ли люди на земле одни, как и прежде? Навещены — и вновь оставлены? Однако прощальная страница Евангелия совсем не так печальна. Она наполнена не плачем разлуки и не прощальными словами. Скорее Христос отрицает Свой уход, предупреждает, чтобы Его не считали отсутствующим: „Се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 20).», напоминает известный богослов диакон Андрей Кураев.Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою». Все они единодушно пребывали в молитве в храме, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Богородица. В эти дни апостолы, помолившись, выбирают по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.В Символе Веры, молитве, содержащей все основные постулаты христианского учения, утвержденной первым и вторым Вселенскими соборами, содержатся следующие слова: «Верую в Господа Иисуса Христа….восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца» (т.е. по правую руку Бога Отца, на первом месте в Его славе). Эти слова, с одной стороны, свидетельствуют о чрезвычайной важности Вознесения Господня. С другой — они выражают Веру в Вознесение Христа, как данную Богом возможность причастности человека Божеству, т.е. возведение падшего человеческого естества от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе.По повествованию Евангелия и богослужебным песнопениям, в Вознесении Господа апостолам дано было понять, что Христос после этого уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения.Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, «никакоже (никогда) отлучаяся, пребывает неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».Эти слова Христа вдохновили русских иконописцев на создание одноименной иконы. Образ «Аз есмь с вами и никто же на Вы» был написан в переломное время, на рубеже 19-го, начале 20-го веков в мастерской Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря.Удивительно, иконография самого образа «Вознесения Господне» предполагает изображение Богородицы в центре композиции среди апостолов и ангелов. Хотя мы и не имеем свидетельств о Ее участии в этом событии в евангельском тексте, но церковное предание, тексты праздничного богослужения указывают на расширенное прочтение событий: будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, Богородица изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.Ярким примером иконографии «Вознесения» является икона святого Андрея Рублева, включенная в иконостас Успенского Собора во Владимире.В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы. Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).Кроме того, престольный праздник в этот день состоится и в церкви Вознесения Господня у Никитских Ворот (или как его еще называют Большое Вознесение) на улице Большая Никитская в Москве. Этот храм известен тем, что здесь венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.Вознесение как великий праздник отмечается с IV века. Он относится к числу подвижных праздников и продолжается десять дней. Окончание (отдание) праздника отмечается в пятницу седьмой недели после Пасхи.Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по Преданию, также усваивает ему апостольское установление. Изменено 2 Июня 2011 пользователем Ярд Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Присоединиться к обсуждению
Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.