Перейти к контенту
17 ЛЕТ ВМЕСТЕ!! 💫 С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! 🥳 ×
  • 0

Турбонаддув


EVA

Вопрос

http://www.cardriver.ru/files/u458/evo3turbo.JPG.jpg

 

 

Кто из нас не слышал это волшебное слово "турбо"? Свист турбины, рев прямотока. Каждому хоть раз, да приходила в голову мысль о турбомонстрике. Какой драйвер не мечтал о том что бы в его автомобиле жило намного больше лошадок под капотом? Ну хотя бы раз. Но мы ее тут же запихивали в отдаленные уголки сознания с мотивацией "дорого и непрактично". Так ли это на самом деле?

Немного теории

Мощность двигателя прямо связана с рабочим объемом цилиндров, количеством подаваемой топливо-воздушной смеси, эффективностью ее сгорания и энергетической составляющей топлива.

Задача турбины - увеличение подачи топливо-воздушной смеси. Чем больше топлива сжигается в единицу времени, тем выше мощность мотора. Но бензин просто так гореть не хочет, для этого нужен воздух в большом количестве. Соответственно, больше бензина жжем - надо больше воздуха напихать. Именно напихать потому, что сам мотор с этой задачей не справится - его возможности по забору воздуха весьма ограничены (даже любимые фильтры нулевого сопротивления не помогут). Вот тут и появляется маленькая и страшная штука Турбинка.

 

 

 

http://www.cardriver.ru/files/u458/tkr1.jpg

1 - улитка компрессора; 2 - корпус; 3 - стопорные кольца; 4 - стяжной хомут; 5 - улитка турбины; 6 - уплотнительное кольцо со стороны турбины (аналогичное есть со стороны компрессора, на рис. его не видно); 7 - колесо турбины; 8 - промежуточные втулки подшипников скольжения; 9 - упорный подшипник скольжения; 10 - колесо компрессора; 11 - гайка.

 

У турбинки крыльчатка-нагнетатель сидит на одном валу с крыльчаткой-турбиной которая встроена в выпускной коллектор двигателя и приводится во вращение отработавшими газами. Частота вращения может превышать 200.000 об./мин. Вот тут и подстерегает нас один недостаток: резко топнул газ и жди, пока мотор наберет обороты, увеличится давление выхлопных газов, раскрутится турбина и наконец, начнет загонять воздух. Но с этим явлением, именуемым "турбо-яма" ("turbo-lag") научились бороться...

Для этого используются два клапана: один - для отработавших газов, а другой - чтобы перепускать излишний воздух из коллектора двигателя в трубопровод до компрессора. Этот клапан также управляется давлением во впускном коллекторе. Таким образом, частота вращения ротора турбины при сбросе газа снижается незначительно, и при последующем нажатии на педаль задержка подачи воздуха составляет малые доли секунды - время закрытия клапана.

В последнее время также стали применять такой способ регулирования подачи воздуха, как изменяемый угол наклона лопаток компрессора. Идея эта давняя, а вот воплотить ее долго не могли; в качестве примера назовем свеженький агрегат наддува дизелей от Opel "Экотек".

Основная проблема использования турбин - небольшой срок жизни. Это обусловлено тем, что частота вращения ротора турбины очень велика - до 150-200 тысяч об/мин. До последнего времени срок службы ограничивала именно долговечность подшипников. На самом деле, это были вкладыши, подобные вкладышам коленчатого вала, которые смазывались маслом под давлением. Износ таких подшипников скольжения был, конечно, велик, однако шариковые не выдерживали огромной частоты вращения и высоких температур. Выход нашли только недавно, когда удалось разработать подшипники с керамическими шариками. Кроме этого, дополнительный плюс - подшипники заполнены постоянным запасом пластичной смазки, то есть канал от штатной масляной системы двигателя уже не нужен. На очереди - металлокерамический ротор турбины, который примерно на 20% легче изготовленного из жаростойких сплавов, да к тому же обладает меньшим моментом инерции.

Теперь разберемся, что такое "битурбо" и "твинтурбо". Как явствует из названия - когда вместо одной турбокомпрессорной установки используются две - параллельно (бывает и последовательно, но реже). Каждый ротор поменьше, полегче, менее инерционен, более отзывчив. И управлять диапазонами их работы при последовательном наддуве можно по-разному, добиваясь нужной итоговой характеристики.

Что такое интеркулер

Сжимаемый воздух неизбежно нагревается. При этом уменьшается его плотность и содержание в нем кислорода, ради которого все и затевалось. Поэтому перед подачей в двигатель сжатый воздух стоит охладить - в дополнительном радиаторе, который и именуется интеркулером. При умеренной форсировке мотора без интеркулера можно обойтись, но если делать все серьезно, его применение неизбежно.

http://www.cardriver.ru/files/u458/PT-101.jpgКак с этим жить?

Турбонаддуву приходится работать в далеко не легких условиях: высокая температура, высокие окружные скорости. Скорости вращения подшипников также близки к предельным. Что же позволяет работать в таких условиях долго и надежно?

Как только вы завели двигатель, начинает работать масляный насос. Масло по системе каналов под давлением поступает на подшипники турбины, и вал начинает активно смазываться. При этом свою порцию масла получает и упорный подшипник. Чем больше обороты двигателя, тем больше масла поступает на вал турбины и его подшипники. Поскольку зазоры на подшипниках очень малы и соизмеримы с размерами ячеек масляного фильтра, то следует помнить о чистоте масла и состоянии масляного фильтра.

Пока двигатель вращается, и масляный насос создает давление, исправная турбина работает нормально. Но рано или поздно вы заглушите двигатель, он остановится, остановится и масляный насос, давление масла в системе мгновенно упадет до нуля, а вал с крыльчатками, который имеет приличный вес и вращается с очень большой скоростью, мгновенно остановиться не сможет. Но масляного слоя уже нет. Выводы делайте сами.

Это одна из проблем. Для того, чтобы она не стала основной, во-первых, вовремя меняйте масло и масляный фильтр. Во-вторых, используйте только масло, предназначенное для двигателей, оборудованных турбонаддувом. И, наконец, третье, самое главное условие нормальной работы турбонаддува. При запуске холодного двигателя масло в нем имеет высокую вязкость и с трудом прокачивается по зазорам. Поэтому дайте двигателю прогреться. Если вам надо остановиться, никогда не глушите двигатель сразу. В зависимости от режима езды дайте ему поработать на холостом ходу 2-5 минут (зимой можно дольше). За это время вал турбины снизит обороты до минимальных, а детали плавно остынут. Значительно облегчает жизнь турботаймер. Он установлен не на всех автомобилях, но эта функция есть во многих охранных сигнализациях.

 

Когда беспокоиться?

 

Если у вашей машины пошел интенсивный белый дым из глушителя и упала мощность - все, приехали, однозначно в ремонт. Причина - изношены подшипники и уплотнительное кольцо около крыльчатки турбины. В результате масло под давлением устремляется в выхлопную трубу, где испаряется и вылетает наружу, создавая дымовую завесу. Расход масла может резко возрасти. Бывает и так, что дымовой завесы нет, но автомобиль не может развить мощность, у дизельных двигателей появляется постоянный черный дым на оборотах - все это говорит о том, что скорее всего наддув тоже изношен, и к тому же основательно забит нагаром, поэтому компрессор из-за повышенного сопротивления вращению не развивает рабочих оборотов, а двигателю не хватает воздуха.

 

Как видите, ничего сложного в эксплуатации турбонаддува нет, требуется лишь элементарная аккуратность: вовремя меняйте масло и масляный фильтр, используйте нужные сорта масла, не перегревайте турбонаддув (к перегреву приводят неисправности в системе зажигания или впрыска, длительная езда на высоких оборотах). Следите за состоянием воздушного фильтра, забитый воздушный фильтр создает повышенное сопротивление на всасывании и производительность резко снижается. Порванный фильтр пропускает частицы пыли, которые, соударяясь с крыльчаткой компрессора на высокой скорости, изнашивают ее, а заодно и двигатель.

 

Таким образом, срок службы турбонаддува, в основном, зависит от вашего с ним обращения. Выполняя перечисленные выше рекомендации, вы сможете избавить себя от лишних проблем. Но если возникли какие-то неполадки с турбиной, не затягивайте с ремонтом, так как порой хватает нескольких дней для того, чтобы сделать ремонт вашего турбонаддува невозможным.

 

 

 

 

 

www.cardriver.ru

despi

Дата: 05.09.07

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рекомендуемые сообщения

  • 0

Да, спасибо поучительная не мало-важная статья!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Подскажите пожалуйста новичку, можно ли по звуку турбины определить её состояние. Так-то вроде всё нормально пока. Масло не ест, не дымит. При разгоне слышен свист частотой примерно от 3 до 10 кГц. Тяговые характеристики превосходные. Машина прошла 190000 км.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

по звуку нет, только по дыму + косвенно ужор масла (ну тут еще сам мотор может кушать). 190ткм это нормально - если правильно эксплуатировалась ранее - спи спокойно :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

logon, на самом деле всё зависит от характера эксплуатации авто, если на нём ездила спокойно дама, то турбина считай новая там, а если давали жару, то уже ресурс на подходе.

Свист это первый признак прихода турбины, но она ли это свистит?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Свист это первый признак прихода турбины, но она ли это свистит?

Постараюсь описать характер свиста. Скажем при разгоне, на оборотах двигателя 2000-3000 об/мин, свист достаточно хорошо прослушивается, а потом исчезает или переносится в неслышимый диапазон.Ещё хотел узнать, новые турбины на данной машине слышно вообще? Также интересно, допускается ли использование восстанавливающих присадок к моторному маслу (ER и других)?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

ER и другие ИМХО ЗЛО! Вообше на SF слышно, если вслушиваться

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

А кто-нибудь проверял работу перепускного клапана и давления наддува самостоятельно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

logon, хм, интересно даже стало, 2000-3000 свистит а дальше нет, думаю это не турбина, посмотрите состояние муфты кондея и генератора, очень похоже.

Как давно вы меняли (проверяли состояние) ремень ГРМ и роликов?

 

По поводу давления даже и не подкажу, только прибором или бустом, но буста нет, прибора нет.

Есть вариант просто проверить, дует она на оборотах или нет.

 

Смотря на открыты капот, на интеркулере справа есть такая фиговина (клапан спуска/возврата давления) к ней подходят толстый патрубок и маленькая рубочка резиновая, надо отсоеденить толстый патрубок, заглушить его (например пробкой от пластиковой бутылки, только пробку от бутылки отрезать вместе с горлышком, прочнее будет, засунуть и зажать этим же хомутом).

Дальше разогнаться до 3000об когда шумит и бросить газ, должны услышать пшик, в принципе по пшику можно понять много воздуха вышло или нет (пшик или пппшшшшшшшшшыыыыык :)) так же разогнаться больше 3000 когда не свистит, дать полный газ, подождать пока машина начнёт ехать, где то 4000об и бросить газ, и так же послушать пшик.

 

В принципе этот метод так сказать на коленке, но всё же хоть что то можно понять.

 

Так же на турбине прикручен с боку такой боченок не большой, с торчащим из него штоком (это вестгейт), попробуйте подвигать этот шток, с трудом, но ходить он должен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

logon, хм, интересно даже стало, 2000-3000 свистит а дальше нет, думаю это не турбина, посмотрите состояние муфты кондея и генератора, очень похоже.

Как давно вы меняли (проверяли состояние) ремень ГРМ и роликов?

По поводу давления даже и не подкажу, только прибором или бустом, но буста нет, прибора нет.

Есть вариант просто проверить, дует она на оборотах или нет.

Дело в том, что на данных оборотах свист стоит, когда газку поддаёшь. Стоит бросить газ, как свист прекращается. Как на турбине самолёта. Хотя обороты двигателя падают медленнее, чем высота свиста. На холостом ходу этого звука нет. Прикольно конечно, но на днях сам поищу причину.

ГРМ и ролики предыдущий хозяин менял 20000 км назад.

А что такое буст? Я хоть и инженер, но пока данный термин не попадался.

Подключу подходящий манометр в наддув, протащу в салон, проверю.

Спасибо за советы!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

logon, Буст контроллер, система управления турбиной, давление изменять можно, время надува и т.д. Функции зависят от конкретной модели буста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Так, знающие люди!

Обьясните мне в двух словах (если это возможно)

Если есть турбина авто, но нет турботаймера, как правильно "ухаживать" за машиной

Через сколько глушить, всегда ли (если просто проехал от одного магазина до другого, без гонок). Насколько страшно сразу заглушить, после езды по городу (50-60 км/час) и прочее...?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

ISe, опаньки. неужели ты решил пока не позно? :)

Если ездил спокойно, то глушить можно сразу, ничего не будет.

Если отжигал, дай поработать минут 5, этого за глаза хватит. Я обычно минуту две, вентеляторы отработают и глушу.

Не бойся ты турбины, даже если она и здохнет, она не так дорого стоит, дешевле будет её поменять, чем мозг себе забивать, нервные клетки не восстанавливаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Так, знающие люди!

Обьясните мне в двух словах (если это возможно)

Если есть турбина авто, но нет турботаймера, как правильно "ухаживать" за машиной

Через сколько глушить, всегда ли (если просто проехал от одного магазина до другого, без гонок). Насколько страшно сразу заглушить, после езды по городу (50-60 км/час) и прочее...?

А чего турботаймер поставить не хочешь?

./style_images/forester/exp_plus.gif Не в тему (offtop)
2 штуки :D ;)
Вообще зависит не от скорости, а от оборотов. 60 можно и на 1 и на 5 передаче ехать. Если не крутил движок, то можно и сразу глушить. У меня интеллектуальный таймер - если по дворам к дому например спокойно подъезжаю, глушит сразу. А так, минут двух, если сильно не отжигал, хватит.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

ISe, надо еще понять от личается ли уход за турбинами ВД от НД???

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

ISe, надо еще понять от личается ли уход за турбинами ВД от НД???

Принцип работы-то одинаковый. Одни дуют меньше и раскручиваются легче, другие - наоборот.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Kowex, Alexander, спасибо!

 

gvk, :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

ISe, если турбина одна, то прослужит долго, если двух турбовый, то они долго не живут, тыщ 40-50 и всё, под замену, а меняются они просто ужас, сложно и дорого, гемор короче, лучше однатурбовую брать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

ISe, если турбина одна, то прослужит долго, если двух турбовый, то они долго не живут, тыщ 40-50 и всё, под замену, а меняются они просто ужас, сложно и дорого, гемор короче, лучше однатурбовую брать.

+1

Ощущать подхват турбины - Даааааааа!!! :super_smilies048:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Господа, в последнее время начал слышать турбинку свою... я так думаю что турбину, может и не она конечно - легкий шелест высокой частоты где-то с 2,5-3 тыс оборотов, который не совпадает по интенсивности с оборотами двигателя, а как-бы чуть запаздывает... при раскручивании запаздывает на 0,5-1 сек, при снижении оборотов с такой же задержкой ичезает. Это нормально вообще? кто-нибудь еще слышит??Пробег на данный момент - 38 т км.. Масло (каюсь) менял через 15 т км :blush: никаких симптомов, описанных в статье выше нету. С мощностью все нормально, масло не ест.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Кстати, выяснилось, что свистит у меня не турбина, а гидромуфта - это со временем приходит и не является дефектом. С турбиной пока нормально, тьфу-тьфу-тьфу (205000 км).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

народ!!!! Хелп!!! не у кого турбины нет??? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

народ!!!! Хелп!!! не у кого турбины нет??? ;)

Извините! Атмосферка-импрерка! :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

народ!!!! Хелп!!! не у кого турбины нет??? ;)

Извините! Атмосферка-импрерка! :D
не извиняйся! :) отличная машинка!! :good:
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Freeee, лёгкие подвывания турбины это нормально, у меня так. За что Форик и был прозван пылесосом :D .

Лучше слышно с утра, пока уши не запачкались :D.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 0

Кстати, о сроках службы и прочего. У меня тут чек зажегся недавно, проехал в плеяду разбираться (сдох MAF, бедная смесь и все такое). Посмотрел я на графики - для турбины 2001гв наддув в 0.78бар помоему неплохо

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...